Вопросы, касающиеся начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги

ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ НАЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

 

Вопрос: Как оплачиваются общедомовые расходы по всем видам коммунальных услуг в многоквартирных домах с непосредственным управлением?

Ответ: Исполнителем коммунальных услуг в доме с непосредственным управлением является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с п.40 Правил №354 обязана начислить всем потребителям в многоквартирном доме плату за коммунальную услугу, включающую в себя плату за коммунальные услуги, потреблённые в помещении, и плату, предоставленную на общедомовые нужды, соответственно тому виду ресурса, который подаётся конкретной ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, с применением расчётных формул, указанных в Правилах №354.

 

Вопрос: Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2012 года включение в счёт-фактуру отдельной строкой платы за текущий ремонт и техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учёта признано не законным. Однако управляющая компания указанные суммы платежей включило в статью «Текущий ремонт внутридомовых инженерных сетей».

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с данными Правилами коллективные (общедомовые) приборы учёта включаются (входят) в состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно ч.1 ст.39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общедомовым приборам учёта требуется постоянное обслуживание и при необходимости текущий ремонт. Данные работы  выполняются специализированной организацией на договорной (платной) основе. Включение затрат на техническое обслуживание общедомовых приборов учёта в общую стоимость текущего ремонта и технического обслуживания инженерных систем многоквартирного является обоснованным.

 

Вопрос: Имеются сомнения в корректности показаний (правильности учёта потребления коммунального ресурса) коллективного (общедомового) прибора учёта. За чей счёт производится поверка общедомового прибора учёта?

Ответ: Коллективный (общедомовой) прибор учёта коммунального ресурса является общедомовым имуществом. Поверка коллективного (общедомового) прибора учёта коммунального ресурса проводится за счёт собственников помещений многоквартирного дома, с возмещением расходов через плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

 

Вопрос: Как рассчитывается плата за горячее водоснабжение при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и почему ежемесячно меняется тариф на горячее водоснабжение?

Ответ: Порядок расчёта размера платы за горячее водоснабжение при отсутствии централизованного горячего водоснабжения содержится в п.54 Правил предоставления коммунальных услуг. При применении тарифов, включающих в себя две составляющие, размер платы рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих. Таким образом, стоимость услуги горячего водоснабжения складывается из:

- объёма холодной воды используемого для нужд горячего водоснабжения (определённого по приборам учёта) умноженного на тариф на холодную воду;

- объёма потребления тепловой энергии, затраченной на подогрев воды до её нормативного значения (по показаниям тепловычислителя), умноженного на тариф на тепловую энергию.

Учитывая, что объём холодной воды, используемой для нужд горячего водоснабжения величина непостоянная (каждый месяц используется (потребляется) разное количество холодной воды), поэтому требуется и разное количество тепловой энергии на её подогрев. Более того, даже при отсутствии потребления горячей воды, требуется ее подогрев, так как есть потери тепла через трубопроводы и полотенцесушители при циркуляции воды. Ежемесячно меняется стоимость 1 куб. м. горячей воды. Расчёт стоимости 1 куб.м. горячего водоснабжения производится управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК) индивидуально для каждого дома в соответствии с потреблёнными объёмами коммунальных ресурсов и утверждёнными тарифами для поставщиков этих коммунальных ре5сурсов. В случае если дом оснащён прибором учёта (тепловычислителем), который показывает фактическое потребление тепловой энергии, используемой на горячее водоснабжение, применяется фактическое потребление тепла для подогрева. В случае отсутствия такого прибора учета, объем тепловой энергии, используемой на горячее водоснабжение, определяется по нормативам потребления.

 

Вопрос: Имеет ли право управляющая домом организация составить акт фактического проживания и произвести начисление платежей за коммунальные услуги в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учёта коммунальных ресурсов?

Ответ: Согласно п.56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (далее – Правила №354) если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В соответствии со ст.56 (1) Правил №354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.

Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел. 

 

Вопрос: Что должно входить в плату за жилое помещение и коммунальные услуги?

Ответ: Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Согласно указанной правовой норме плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме) (для многоквартирных домов, управляемых управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами или иными потребительскими кооперативами);

2) взнос на капитальный ремонт (для собственников помещений в многоквартирном доме);

3) плату за коммунальные услуги;

4) плату за пользование жилым помещением (плата за наем) (для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда).

 

Вопрос: Когда возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. 

 

Вопрос: Как рассчитывается размер платы за коммунальные услуги?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

 

Вопрос: Кто устанавливает тарифы на коммунальные ресурсы?

Ответ: Согласно законодательству в области государственного регулирования тарифов тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В Республике Татарстан тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, который в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 №468, является уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов в Республике Татарстан. Ознакомиться с принятыми тарифами можно на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам kt.tatarstan.ru в разделе «Тарифы».

 

Вопрос: Кто устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг?

Ответ: Согласно ст.157 ЖК РФ нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3.3.4. Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 г. № 313 «Вопросы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным утверждать нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению и электроснабжению – с июля 2018 года) является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан утверждены Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012 №131/о.

Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012г. № 132/о в Республике Татарстан утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению.

Ознакомиться с вышеуказанными нормативами потребления коммунальных услуг можно на официальном сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан minstroy.tatarstan.ru в подразделе «Начисления и оплата населением жилищно-коммунальных услуг» раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Следует отметить, что до 24.07.2018 органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным утверждать нормативы потребления коммунальных услуг по электро- и газоснабжению, в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 №468, являлся Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

В связи с этим нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению утверждены постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 07.10.2016г. № 6-79/ТП «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением на территории Республики Татарстан».

Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению утверждены Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 16.08.2012г. № 4-1/э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению населением на территории Республики Татарстан».

 

Вопрос: Кем устанавливается размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме?

Ответ: В соответствии с ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который определяется в соответствии с ч.9.2 ст.156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В силу п.4 ст.158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, применяется размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, установленный органом местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст.156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

 

Вопрос: Как рассчитывается размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества многоквартирного дома?

Ответ: В соответствии с ч.9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.9.3 ст.156 ЖК РФ (ред. от 29.07.2017) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Вопрос: На основании чего управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы с января 2017 года выставляют жителям плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества?

Ответ: До января 2017 года, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354 (далее – Правила №354), плата за коммунальные ресурсы, использованные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, начислялась в рамках платы за коммунальные услуги.

В соответствии со ст.154, ч.9.2 ст.156 ЖК РФ с 01 января 2017 года плата за коммунальные ресурсы, использованные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением платы за тепловую энергию, использованную на отопление общего имущества многоквартирного дома), для многоквартирных домов, управляемых управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, перенесена из состава платы за коммунальные услуги в состав платы за содержание жилого помещения.

 

Вопрос: Какие сведения должны быть указаны в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг?

Ответ: Пунктом 69 Правил № 354 регламентированы требования к форме платежного документа и порядку его заполнения.

Так, в соответствии с указанной правовой нормой в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы. 

 

Вопрос: Какая площадь должна использоваться при расчете платы за содержание жилого помещения?

Ответ: Исходным документом, на основании которого собственнику помещения подлежит начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, является документ, удостоверяющий право собственности на соответствующее помещение.

В свидетельстве о праве собственности содержится информация об общей площади помещения, которая является исходной величиной и должна использоваться при начислении собственнику помещения  платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 5 ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с указанной правовой нормой если гражданин приобрел или оформил права на жилое помещение после вступления в силу ЖК РФ, то есть после 1 марта 2005г., то общая площадь, указанная в свидетельстве о праве собственности, не содержит в себе площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Если гражданин приобрел или оформил права на жилое помещение до вступления в силу ЖК РФ (т.е. до 1 марта 2005 г.), то общая площадь, указанная в свидетельстве о праве собственности, включает в себя площадь балконов, лоджий, веранд и террас.

Если этот (завышенный) размер общей площади фигурирует в платежных документах на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, то собственнику помещения необходимо обратиться в Управление Росреестра по Республике Татарстан за корректировкой площади помещения и представить организации, управляющей многоквартирным домом, свидетельство о праве собственности, содержащее сведения об общей площади жилого помещения, определенные в соответствии с ч.5. ст.15 ЖК РФ.

 

Вопрос: Обязательно ли поверять индивидуальные приборы учета и какие организации осуществляют поверку индивидуальных приборов учета?

Ответ: Согласно ст.157 ЖК РФ, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №261-ФЗ), п.80 Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении или в нежилом помещении, не относящемся к общему имуществу многоквартирного дома (далее - нежилое помещение), осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета, при этом п.42(1) Правил №354 установлены особенности учета объема коммунальной услуги по отоплению. Вместе с тем, в силу ч. 2 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть в установленном законодательством порядке введены в эксплуатацию.

Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний установлен разделом VII Правил №354.

Согласно п.80 Правил №354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели.

 

Вопрос: Предусмотрен ли законодательством перерасчет размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при временном отсутствии потребителя в помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов?

Ответ: Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, регламентирован разделом VIII Правил № 354.

Согласно п.86 Правил №354, при временном отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами № 354 порядке, должен осуществляться перерасчет платы за коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подп."д" и "е" п. 4 Правил № 354.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами № 354 порядке, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Пункт 3 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет непреодолимую силу как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

 

Вопрос: Как определяется объем коммунальных услуг при отсутствии в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, постоянно и временно проживающих граждан?

Ответ: Согласно п.56 (2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Указанная норма не распространяется на коммунальную услугу по отоплению, в силу п. 42(1) Правил № 354 объем коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом площади жилого помещения.

 

Вопрос: Как должна начисляться плата за содержание лифтового оборудования: с квадратного метра или с человека?

Ответ: Согласно п.1 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество.

Согласно п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и ч.1 ст.36 ЖК РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое оборудование включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.2 ст.39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В силу ч.1 ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Из вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что обязанность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе лифтового оборудования, должна начисляться всем собственникам жилых помещений в этом доме с учетом размера доли собственника в общем имуществе в многоквартирном доме, то есть с квадратного метра занимаемой площади.

 

Вопрос: Кто отвечает за правильность начисляемой платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые содержат стандарты управления многоквартирным домом, подлежащие обязательному выполнению соответствующими организациями и лицами (далее – Правила № 416).

В соответствии с подп. «ж» п.4 Правил №416 организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, является частью стандартов управления многоквартирным домом.

При этом согласно ч.15 ст.155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно п. 32 Правил № 354 исполнитель вправе привлекать на основании соответствующего договора организацию или индивидуального предпринимателя для доставки платежных документов потребителям, а также для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.

Таким образом, ответственность за начисление платы за жилищно-коммунальные услуги лежит на организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами.

 

Вопрос: Куда обратиться в случае возникновения у потребителей жилищно-коммунальных услуг вопросов относительно правильности начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Ответ: В соответствии с п.2 ст.165 ЖК РФ управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.

Согласно подп. «д» п.31 и подп. «б» п.33 Правил №354, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

Кроме того, согласно подп. «р» п.31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Из системного толкования вышеуказанных правовых норм об обязанности исполнителя предоставлять потребителю подтверждение правильности исчисления предъявленных к оплате потребителю сумм, следует, что произведение расчёта платы за коммунальные услуги должно быть подтверждено документами, подтверждающими соблюдение установленного порядка, в том числе документами, подтверждающими правомерность применения использованных в расчете исходных данных.

Таким образом, в случае возникновения у потребителей жилищно-коммунальных услуг вопросов относительно правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, они вправе обращаться за разъяснениями к исполнителям данных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК и т.д.).

 

Вопрос: Как должна начисляться плата за обращение с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2019г.?

Ответ: С января 2019 года в Республике Татарстан введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги регламентирован Правилами № 354. Согласно п. 2 Правил № 354 услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальным услугам.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 № 922.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для проживающих в многоквартирных домах в Республике Татарстан составляет 71,95 руб. на 1 чел. в месяц.

В силу пунктов 148(34) и 148(36) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с Правилами № 354 исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

 

Вопрос: Предусмотрено ли жилищным законодательством снижение размера платы за коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, в случае предоставления таких коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность?

Ответ: Согласно п.98 Правил №354 при предоставлении потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению.

Порядок установления факта ненадлежащего оказания коммунальных услуг регламентирован разделом Х Правил №354. Так, в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано Вами в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (его представителем) и исполнителем (его представителем). Акт о предоставлении услуги ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы.

Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила изменения платы №491).

В соответствии с п.15 Правил изменения платы № 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с п. 16 Правил изменения платы № 491 акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию жилого помещения составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (раздел X Правил №354) для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Таким образом, для решения вопроса об уменьшении размера платы в случае оказания услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, необходимо проведение как исполнителями, так и потребителями соответствующих процедур, установленных законодательством.

Последнее обновление: 17 мая 2022 г., 14:45

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International